МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ВНЕ ЗАКОНА
ДАЛЬНОБОЙЩИКИ ПОД ПРИЦЕЛОМ МАФИИ
Как мошенники под видом таможенников обманывают перевозчиков.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ. Фото Виктора Загуменнова и Владимира Трусова
Дальнобойщикам всегда жилось не сладко: долгая разлука с семьей, превратности дороги... Самой большой неприятностью было встретиться с бандитами на пустынной ночной дороге. Дальнобойщики - народ крепкий и нередко справлялись с "джентльменами удачи" самостоятельно. Не без помощи газового ключа... Сегодня ночные бандиты уступили первенство международной мафии. Теперь водителей "кидают", используя подложные документы на груз и инсценируя таможенные процедуры.
ДРАМА С ПЕРЕОДЕВАНИЕМ Представим себе, что в Россию идет груз автозапчастей из Западной Европы. В буферной зоне - бывших социалистических странах - товар переходит под ответственность местных транспортных компаний. Везут его к сюда, к примеру, венгерские водители. Шоферу-венгру говорят: на подъезде к Москве тебя встретит такой-то человек и проводит на таможенный склад. Вот его фотография и фамилия. Венгр точно по инструкции на подходе к столице встречает обещанного проводника. Вместе приезжают на таможенный склад. Выходит чиновник в форме, выписывает документы, ставит печать. С формальностями покончено - и водитель устремляется обратно в свою Венгрию. Бедолага не подозревает, что перед ним был разыгран мастерский спектакль: таможенный склад и все документы, да и чиновник в форме - липовые. Подлог раскрывается при выезде на границе РФ. Таможенники берут водителя за грудки: где груз, кому заплатил пошлины? Он отвечает: там-то и тому-то. Документы поддельные, объявляет таможня, и перевозчика разворачивают. Начинается расследование, но склад, где люди в форме принимали груз, давно пуст, товара и след простыл. По российскому Таможенному кодексу ответственность за товар и его растаможку несет перевозчик, а не получатель. Значит, все штрафы, размер которых достигает 300% стоимости товара и транспортных средств, платить тоже ему. Большинство транспортных компаний в Восточной Европе мелкие. Иногда вся фирма - это один арендованный грузовик, водитель и его жена. Естественно, такие штрафы им не по силам. Как это ни печально, несколько дальнобойщиков уже наложили на себя руки возле одной из российских таможен: их грузовики арестовали, а санкции оказались непомерными...
ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕТ - Объем криминального бизнеса, основанного на обмане перевозчиков, настолько велик, что к нам просто боятся ехать из Европы. В Венгерском посольстве, например, уже создали специальный отдел по защите прав перевозчиков, - говорит адвокат Евгений Марков, член межрегиональной коллегии помощи предпринимателям и гражданам. - Даже прямая доставка перевозчиком товара на таможенный склад или склад свободного хранения не обеспечивает полной безопасности от мошенников. Бывает, они действуют совместно с сотрудниками складов и таможен. Однажды я с коллегой-адвокатом сопровождал клиента-перевозчика. На территории одной подмосковной таможни мы оформили все документы, а при выходе (!) нас вдруг останавливают и говорят, что бумаги фальшивые... Вот другой случай. Шофер привез фуру, загруженную мебелью, доставил к одному из подмосковных таможенных терминалов. Шофер по-русски говорил с трудом. Поэтому хозяева груза снабдили его телефоном некоего Артура, который помог бы груз растаможить. Водитель попросил сотрудника терминала позвонить Артуру. Через полчаса явился человек, представился Артуром и сказал: поехали, оформим груз на другом складе. Приехали на бывшую овощную базу (сейчас там разгружается много фур из-за границы, поэтому у водителя место "растаможки" подозрений не вызвало). Артур взял документы, отдал "таможеннику", тот ушел. Водитель, как ему велели, выгрузил мебель, отъехал на стоянку возле базы и стал ждать, пока принесут документы. Ждать пришлось долго - до следующего утра... Заподозрив неладное, водитель сам позвонил по телефону Артура. На том конце провода сильно удивились: оказалось, что Артур никуда не выезжал, а все еще ждет звонка. Кинулись искать груз - поздно! Осталась только целлофановая обертка и пара гвоздей. Обмануть таким образом можно не только венгра или турка, которые не говорят по-русски. На удочку легко попадаются и наши дальнобойщики. Главный козырь мошенников - наглость. Подходит, например, к грузовику человек в синих штанах и фуражке, бьет кулаком по капоту и орет: "Эй, чего встал здесь, давай документы!" Народ в России традиционно запуган властью. Водителю не придет в голову повнимательнее рассмотреть синие штаны и кокарду на фуражке. А попросить документы у самого чиновника - вообще поступок неслыханный. Водитель редко лезет в бутылку, чаще покорно отдает бумаги. Через полчаса их возвращают: все красиво оформлено, стоит печать. Груз забирают, а водителю говорят: все в порядке, езжай. Заканчиваются такие истории всегда одинаково. Груз "уплыл", а документы и печать фальшивые. Штраф платит перевозчик.
ПЕРЕВОЗЧИКИ В ЗАКОНЕ Сотрудники отдела таможенных расследований Южной таможни смотрят на проблему иначе. Оперативники убеждены, что большая часть перевозчиков находится в сговоре с получателем товара, то есть с самими мошенниками. В одной только бывшей московской автогрузовой таможне скопилось 17 тысяч дел о недоставке товара на таможню. При этом ни один из конечных получателей еще не пришел и не спросил: где товар? Значит, он получен, но в обход таможни. В таких масштабах это возможно только при тесном "сотрудничестве" с перевозчиком. Как это делается? Дальнобойщику дают пароль, адрес, иногда рисованную схему места, куда доставить груз. Он приезжает, сгружает товар, ему дают подделанные документы, и он едет обратно. На границе в день проходит до трех тысяч грузовиков - не до того, чтобы проверять по базе данных каждую бумажку. Фальшивку обнаруживают случайно или когда подлог слишком грубый. По данным оперативников Южной таможни, в приграничных с Россией странах - Белоруссии, Украине, Литве, Латвии - действует множество мелких транспортных компаний (не более пяти грузовиков), которые образуют единую преступную группу с импортерами товаров народного потребления. Эти небольшие перевозочные фирмы каждые два-три месяца меняют юридическое лицо. Получается, что "черный список" составить нельзя - каждый раз приходится ловить новую фирму. Почему перерегистрация происходит максимум через три месяца? Ровно столько путешествует по ведомствам информация: доставлен товар по месту назначения или нет. Только успели оперативники открыть дело, а фирмы уже нет. - Задача перевозчика - доставить товар и транспортное средство в таможенные органы назначения, о чем говорит Таможенный кодекс России. Если бы перевозчики все делали по закону, - считает начальник отдела таможенных расследований Алексей Иванов, - проблем бы не возникало. Приехал, разгрузился на складе временного хранения, получил оформленные документы и езжай. Но они хотят заработать и действуют в сговоре с владельцем груза. Появляются фальшивые печати и ложные брокеры. Прибыль от операции - невыплаченные пошлины и налоги - делится между участниками. Для перевозчика большой соблазн получить барыши за товар, не доставленный в таможенные органы. Тем более что штрафы и другие санкции заказчик, как правило, компенсирует. * * * Что случается чаще - перевозчики обманывают таможню или "кидают" самих перевозчиков? Такой статистики нет. Да и какая разница, кто больше виноват. Вместо того чтобы искать "крайних", надо бы навести элементарный порядок, сделав перевозку грузов цивилизованным бизнесом. В ближайшее время это вряд ли получится. Не потому, что у таможни не хватит сил, хотя это тоже немаловажно. Главная причина в том, что прибыль от "обхода" таможни в отдельных случаях превышает сотню процентов. Выход один: сделать легальную растаможку экономически привлекательной.
Источник: http://За рулем |