Специально для «Юридической практики» №35/2008 http://www.yurpractika.com/article.php?id=100095323
В соответствии со статьей 909 Гражданского кодекса Украины (ГК) «по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».
Существует два способа осуществления международных перевозок грузов автомобильным транспортом:
1) получение лицензии на оказание услуг по международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;
2) получение лицензии и осуществление международных перевозок грузов с использованием книжки МДП.
Согласно статье 9 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» и пункту 33 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов деятельности», международные грузовые перевозки грузов (как и внутренние перевозки грузов) автомобильным транспортом требуют наличия лицензии.
Статья 14 Закона Украины «О лицензировании определенных видов деятельности» устанавливает, что срок действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ) по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее трех лет. Органом лицензирования по вопросам международных перевозок грузов автомобильным транспортом в соответствии с пунктом 22 постановления КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования» № 1698 от 14 ноября 2000 года является Главная автотранспортная инспекция.
Лицензию может получить лицо, которое:
1) имеет опыт работы на внутренних перевозках на договорных условиях не менее трех лет;
2) совершает перевозки грузов в соответствии с договором о перевозке, составленным между заказчиком перевозки и исполнителем в письменной форме в соответствии с ГК и статьями 50—52 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»;
3) имеет свидетельство о регистрации транспортного средства, выданное соответствующими подразделениями Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины;
4) имеет талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства;
5) имеет договор об обязательной страховке гражданско-правовой ответственности;
6) имеет установленное контрольное устройство — тахограф;
7) имеет первичные средства пожаротушения и аптечку;
8) имеет международное удостоверение водителя на право управления автомобильными транспортными средствами категории «С»;
9) имеет справку о прохождении обязательного медицинского осмотра;
10) имеет страховой документ, подтверждающий личное страхование водителя от несчастных случаев на транспорте (пункт 9 приказа «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте»).
Итак, получив лицензию на оказание услуг по международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, мы определяемся со способом осуществления данных услуг.
Первым, и самым простым способом (с точки зрения оформления документов и необходимых разрешений для международных перевозок грузов автомобильным транспортом), является осуществление перевозок в соответствии с Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 1956 года (Конвенция).
Положения данной Конвенции относятся к любому договору автомобильной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда указанные в договоре место принятия груза для перевозки и место, предусмотренное для доставки, находятся в двух разных странах. В то же время статья 1 Конвенции подчеркивает, что ее положения не применяются:
1) к перевозкам, которые совершаются в соответствии с любой международной почтовой конвенцией;
2) к перевозке покойников;
3) к перевозке обстановки и мебели при переездах.
Указанная Конвенция не имеет кардинальных отличий от положений Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (приказ Минтранса Украины № 363 от 14 октября 1997 года) относительно особенностей перевозки грузов автомобильным транспортом, кроме некоторых случаев.
В соответствии со статьей 17 Конвенции перевозчик освобождается от ответственности, если потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими перечисленными обстоятельствами:
1) с использованием открытых транспортных средств, если такое использование было согласовано и четко указано в грузовой накладной;
2) с отсутствием или дефектами упаковки в случае, когда груз, перевозимый без упаковки или без надлежащей упаковки, по своей природе поддается порче или повреждению;
3) с обработкой, погрузкой, складированием или разгрузкой груза отправителем, или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;
4) с природными свойствами некоторых грузов, вследствие которых они поддаются полной или частичной утере или повреждению, в том числе по причине поломки, коррозии, гниения, усушки;
5) с недостаточностью или неадекватностью маркировки или нумерации грузовых мест;
6) с перевозкой животных.
Что касается национального законодательства, то статья 924 устанавливает лишь ответственность перевозчика за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
К международным перевозкам грузов допускаются транспортные средства, на которые имеются:
1) документы, подтверждающие их соответствие требованиям безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения страны, на территорию которой предусмотрен въезд;
2) лицензия (только для транспортных средств перевозчиков-резидентов);
3) национальные регистрационные документы;
4) документы относительно страхования;
5) номерные и распознавательные знаки (статья 20 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»).
Если говорить о втором способе осуществления международных перевозок, то товары, перевозимые на условиях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП (Конвенция МДП) запломбированными транспортными средствами, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях, и их таможенное оформление совершается первоочередно в упрощенном порядке.
Государственной таможенной службой Украины (ГТСУ) издан приказ «Об утверждении Порядка реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» № 755 от 21 ноября 2001 года. Данный Порядок определяет условия выполнения международных дорожных перевозок (МДП), правила допуска украинских перевозчиков к системе МДП, порядок оформления книжки МДП на груз, перевозимый между таможнями с соблюдением условий МДП, ответственность перевозчика и гарантированного объединения в случае их нарушения.
Держателем книжки МДП может быть юридическое или физическое лицо, которое допущено к выполнению перевозок на условиях Конвенции МДП в порядке, предусмотренном национальным законодательством страны, где зарегистрирован перевозчик, и получило право пользоваться книжкой МДП в гарантийном объединении (пункт 1 приказа № 755).
Каковы же условия использования Конвенции МДП и допуска к осуществлению международных перевозок?
Использование Конвенции МДП возможно при условии, если:
1) общее число таможен места отправления и назначения не превышает четырех (статья 18 Конвенции МДП);
2) сумма обязательных платежей за товар не превышает 50 000 долларов США на одну книжку МДП (пункт 3.4 Порядка реализации Конвенции МДП).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка реализации Конвенции МДП к перевозкам товаров под таможенными печатями и пломбами на условиях Конвенции МДП допускаются только те транспортные средства, грузовые отделения которых сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы:
1) не было возможности изъять или выложить товар из опечатанной части транспортного средства, не оставив видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
2) таможенные пломбы могли накладываться простым и надежным способом;
3) у них не было никаких тайных мест для сокрытия товара;
4) все места, в которые могут помещаться товары, были легкодоступны для таможенного досмотра.
Стоит обратить внимание на то, что операция МДП совершается при условии, если товары перевозятся транспортными средствами при наличии свидетельства о допуске дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (пункт 3.2 Порядка реализации Конвенции МДП).
На каждое допущенное транспортное средство таможней, в зоне деятельности которой зарегистрирован собственник транспортного средства или его пользователь, выдается свидетельство о допуске. Оно должно быть напечатано на украинском и английском языках (пункт 5 Порядка реализации Конвенции МДП).
Согласно пункту 5.2, свидетельство о допуске может быть выдано:
1) в индивидуальном порядке (в данном случае собственником или лицом, которое пользуется транспортным средством, либо представителями собстенника или пользователя в таможню регистрации подается заявление);
2) по типу конструкции (если транспортные средства одного и того же типа конструкции изготовляются серийно, завод-производитель может обратиться в ГТСУ с просьбой об их допуске по типу конструкции).
Таможня регистрации в свою очередь:
1) осуществляет контроль за предоставленным транспортным средством в соответствии с правилами, указанными в пунктах 5.1—5.10 Порядка реализации Конвенции МДП;
2) убеждается в том, что оно соответствует техническим требованиям, указанным в приложении 2 к Конвенции МДП;
3) после принятия решения о допуске транспортного средства к перевозкам товаров под таможенными печатями и пломбами выдает свидетельство о допуске (пункт 5.11 Порядка реализации Конвенции МДП).
Следует отметить тот факт, что для транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и громоздкие грузы, свидетельство о допуске не нужно. В соответствии со статьей 1 Конвенции МДП под тяжеловесными и громоздкими грузами понимается любой громоздкий или тяжелый предмет, который по своему весу, размеру или характеру обычно не перевозится в закрытом дорожном транспортном средстве или в закрытом контейнере.
Согласно статье 29 Конвенции МДП, перевозка тяжеловесных или громоздких грузов может осуществляться по решению таможенных органов места отправления с помощью неопечатанных транспортных средств или контейнеров. Положения вышеуказанной статьи применяются только в том случае, если, по мнению таможенных органов места отправления, тяжеловесные или громоздкие грузы, а также любые перевозимые одновременно принадлежности к ним, можно легко опознать благодаря их описанию или снабдить их таможенными печатями и пломбами и/или опознавательными знаками таким образом, чтобы предотвратить любую подмену или изъятие упомянутых грузов без оставления видимых следов.
На обложке и на всех отрывных листах книжки МДП должна быть сделана жирным шрифтом надпись «Тяжеловесные или громоздкие грузы» на английском или французском языках.
Что касается срока действия свидетельства о допуске, то он, согласно пункту 5.5 Порядка реализации Конвенции МДП, составляет два года со дня оформления свидетельства. Оригинал свидетельства должен всегда сопровождать транспортное средство при условии использования Конвенции МДП.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка реализации Конвенции МДП допуск перевозчиков-резидентов к перевозкам на условиях Конвенции МДП совершается на основании решения совместной комиссии ГТСУ и гарантийного объединения. На Украине гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП).
С целью допуска перевозчиков-резидентов к перевозкам на условиях Конвенции МДП АсМАП подает ГТСУ удостоверенные ею копии следующих документов:
1) заявление перевозчика о допуске к перевозкам;
2) лицензию ГАИ на право предоставления услуг по международным перевозкам грузов автомобильным транспортом;
3) список транспортных средств, допущенных к перевозкам грузов под таможенными печатями и пломбами;
4) свидетельство о допуске;
5) учетные карточки субъекта внешнеэкономической деятельности;
6) свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (пункт 6.2 Порядка реализации Конвенции МДП).
После рассмотрения документов комиссией проводится экзамен относительно допуска перевозчика к перевозкам на условиях Конвенции МДП, по результатам которого принимается окончательное решение о его допуске или недопуске к таким перевозкам.
Убедительными доказательствами надлежащего выполнения держателем книжки МДП операции МДП в соответствии с пунктом 15 Порядка реализации Конвенции МДП являются:
1) товаросопроводительные документы с отметками таможни, а именно: штампом «Под таможенным контролем» и личной номерной печатью инспектора таможни;
2) оформленная таможней книжка.
При нарушении доставки товаров в таможню назначения в режимах «транзит» или «импорт» таможня, во-первых, составляет протокол о нарушении таможенных правил держателем книжки МДП, независимо от того, возбуждено ли правоохранительными органами уголовное дело по факту недоставки товаров в таможню назначения. Во-вторых, проводит расследование и при необходимости предъявляет претензии по оплате всех причитающихся налогов и сборов. Претензии предъявляются сначала держателю книжки МДП, а в случае неоплаты им в течение трех месяцев — гарантированному объединению.
Исходя из вышеперечисленного, держатель книги МДП, который совершает МДП и выезжает за границу, должен иметь:
1) регистрационные документы на транспортное средство и свидетельство водителя, отвечающее требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года;
2) на транспортном средстве — регистрационный знак, литеры которого отвечают латинскому алфавиту, прямоугольные таблички с надписью «TIR», а также опознавательный знак государства;
3) свидетельство о допуске;
4) лицензию на оказание услуг по международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;
5) сопроводительные документы;
6) грузовую накладную;
7) сертификаты на соответствующие товары;
8) определенные законодательством виды документов страхования как водителя, так и транспортного средства.
Таким образом, существуют два пути оказания услуг по международным перевозкам грузов автомобилями, а именно:
1) получение лицензии и осуществление международных перевозок на основании Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19 мая 1956 года;
2) помимо лицензии, получение книжки МДП и реализация международных перевозок грузов на основании Таможенной конвенции о международных перевозках грузов с применением конвенции МДП от 14 ноября 1975 года.
Первый вариант является более удобным по сравнению со вторым в связи с отсутствием длительной процедуры оформления книжки МДП, а второй вариант — более привлекательным, чем первый, с точки зрения упрощенной процедуры прохождения таможенного контроля.
ДАШЕВСКИЙ Евгений — юрист-аналитик АФ ДОКА «Династия», г. Днепропетровск
(Опубликовано с письменного разрешения ЗАО "Юридическая практика" http://www.yurpractika.com )
|